Сен-Клу, Шантильи и Меннеси

Сахарница с крышкой. Сен-Клу. мягкий фарфорСАХАРНИЦА С КРЫШКОЙ
Сен-Клу. Мягкий фарфор; 2-я четверть 18-го в.

Сен-Клу, Шантильи и Меннеси

Сен-Клу

Считается, что производство фарфора началось в Сен-Клу в 90-х годах семнадцатого века. Создававшиеся там изделия имели кремовый цвет и были покрыты "влажной" глазурью, которая скапливалась в пустотах и смягчала контуры рельефа. (Напротив, украшения на твердом фарфоре имеют резкие и четкие очертания).

Для изделий из Сен-Клу характерны простые формы и солидная толщина стенок. Самые первые украшения почти всегда выполнялись на чернильно-синем фоне переплетающимся орнаментом, кружевным узором или разновидностью висячего орнамента под глазурью. Часто применялись рельефные или выгравированные украшения, имитирующие серебро. Также использовались узоры из отформованных или наложенных цветов и листьев.

* Отформованный орнамент из гриота и дикой вишни заимствован из тем китайского фарфора.

Шантильи

Мастерская в Шантильи была основана в 1725 году. В первые 10-15 лет для достижения большей белизны поверхности в фарфор добавлялся оксид олова. Таким образом, поверхность сильно напоминала опаловую глазурь и была похожа на глазурованную оловом керамику. Изготовлялись очень простые формы, имитирующие японский стиль 17 века Какиэмон, и предметы часто оправлялись в серебро.

В 1740 году фабрика в основном отказалась от стиля Какиэмон в пользу более сложной росписи цветами. Фарфор 1750-х годов имеет намного более кремовый оттенок.

Меннеси

Последней из возникших во Франции фабрик по производству мягкого фарфора была Менне-си. в 1748 году. Ей покровительствовал герцог де Виллеруа, поэтому на ее изделиях стоит штамп DV. Фабрика вначале подражала изделиям Шантильи и особенно Сен-Клу, хотя к 1750 году большим влиянием стал пользоваться чисто французский стиль Венсенн-Севр. Для изделий Мен-неси характерны мейсенская цветовая гамма и свободная роспись цветами. Из-за королевского запрета на использование золота детали выделялись розовым и иногда синим. Чаши со спиральным ридингом (рельефным орнаментом из выпуклых параллельных линий) были отличительной особенностью фабрики. Первоначальное производство изделий в китайском стиле в середине века было прекращено и начался выпуск предметов в стиле Рококо.