Стекло эпохи Возрождения и Барокко в Испании, Германии и центральной Европе.

Стекло в эпоху Возрождения и Барокко

Испания

В 16 и 17 веках испанское стекло выдает связь с Венецией и мусульманское влияние, что заметно на всех ремеслах и искусствах этой страны. Вначале был общепринятым характерный стиль, который позволяет легко отличить испанское стекло от любого другого. Король Фердинанд и его супруга Изабелла были увлеченными собирателями венецианского стекла, и это навело их на мысль создать собственное производство. Действительно, считалось, что к началу 16 века Барселона успешно конкурировала с Венецией. Небольшое число особым образом эмалированных изделий середины 16 века сохранилось до наших дней. Формы часто своеобразны, так же, как и роспись эмалями. Узкие, уплощенные бутыли смутно напоминают дорожные фляги, но выдают мусульманские мотивы. Орнамент всегда лиственный, с тщательно выписанными, но упрощенными фрагментами из человеческих тел, птиц, кипарисов и стилизованных листьев в основном светло-зеленого, желтого и белого цвета. В 17 веке каталонское производство начало соединять венецианские технологии типа филиграни с каталонскими формами - порроном и кантиром, сосуды для вина и альморраткса, многочисленные горлышки которых предназначались для окропления розовой водой. Горлышки и рукоятки часто украшались искусной работой щипчиками, наплавливанием и кольцами, наверное, под венецианским влиянием, но в чем-то больше напоминающие традиционные сирийские узоры. Другие центры производства стекла, особенно в Южной Испании, похоже, не пытались изготавливать хрусталь в венецианском стиле и занимались в основном выпуском зеленоватых изделий местных форм.

Германия и центральная Европа.

Венецианское стекло сосредоточивалось в основном в городских центрах. Однако со средневековых времен обширные пространства лесов Центральной Европы и Скандинавии такие, как Франкония, Фихтельгебирге и Райсенгебирге (на границе Богемии и Силезии), Лорейн, Тюрингия, Шпессарт и долины Мааса и Самбры, способствовали возникновению центров по производству стекла в этих районах с легкодоступными природными ресурсами.

Так как использование стекла в домашнем хозяйстве достигло очень больших размеров, феодалы, особенно в Богемии, помогали таким мастерам-стеклодувам, как Пресслеры и Шуреры, основывать стеклодувные мастерские на их земле. Соглашение обычно предусматривало передачу определенного процента от прибыли и части продукции землевладельцу. Вскоре местные стеклянные изделия самых различных форм стали производиться тысячами. Они варьировались от массовых ремеров, изготовлявшихся в бассейне Рейна и Шпессарте, до претенциозных ангстеров 17 века. Цвет некоторых изделий, вначале бесспорно обусловленный лишь наличием  неотделимых примесей, к 17 веку стал желательным атрибутом.