Стекло в Англии 18 века

ГРУППА БОКАЛОВ НА ВИТЫХ НОЖКАХ *
Англия Ок.1760 г.
 

Стекло в Англии 18 века

Работавшие в 18 веке стеклодувы значительно улучшили качество своих изделий. Возникли новые центры изготовления стекла, а старые начали клониться к упаду.

Корни процветания и увеличения производства стекла до промышленных масштабов можно отыскать во второй половине предыдущего столетия. Прекращение религиозных войн в Европе, исследования способов изготовления более прозрачного и прочного типа стекла и появление во Франции плоского стекла привело к возникновению новых центров стекольной промышленности в начале 17 века.

На сегодняшний день знание английского стекла 17 века неполно, поскольку сохранилось слишком мало изделий того времени, подлинность которых не вызывает сомнений. Можно предположить, что итальянцы и голландцы продолжали там работать, но в типичном стиле facon de Venice, который был широко распространен в Нидерландах, что делает практически невозможным различать изделия этих двух стран. Выпускались в основном бокалы в форме воронки на простых полых ножках, часто с шарообразными выступами, широкой подставкой и ободком снизу для дополнительной прочности.

Существуют свидетельства того, что большая часть английского стекла заказывалась непосредственно в Венеции, и это дает основание предположить, что качество местной продукции было значительно хуже. В 1674 году Компания продавцов стекла, городская гильдия, контролировавшая торговлю стеклом, поручила Джорджу Равенскрофту (1632 - 1683) провести исследования в области возможности получения лучшего, более прочного и прозрачного местного стекла. Он добился успеха, добавив оксид свинца в стеклянную массу. Получилось прозрачное, с сильной способностью к преломлению хорошее стекло, которое позволило применять для изготовления изделий более простые формы и способы обработки благодаря превосходному качеству материала.

Из девяти зарегистрированных изделий Равенскрофта с его печатью-оттиском, который он помещал на свои работы с разрешения Компании продавцов стекла после 1677 года - многие выдают влияние Венеции через Нидерланды в использовании витых и "выщипанных" ножек, цепочек и "застывших алмазных волн", в форме сделанных щипчиками ребер. К концу 17 века появился новый тип сосудов для питья - балюстеры. Сделанные из нового, более тяжелого стекла с высокими преломляющими качествами и отвечающие более непритязательным, сдержанным вкусам в искусстве в период правления королевы Анны, эти бокалы, некоторые из которых достигали в высоту 30 см (12 дюймов), часто выглядели очень просто. Они состояли из глубокой овальной чаши на ножке в форме прямой или обратной балясины. Подставка была широкой, обычно с опоясывающим ободком.

Мода на эти тяжелые балюстеры продолжалась только примерно с 1690-х годов по 1720-е. К этому времени бокалы уменьшились, ножки стали легче, рельефные выступы стали включать в себя воздушные пузырьки и чаще изготавливались в виде "пуговиц" или колец. Этот тип элегантных бокалов стал известен под именем "Ньюкаслские балюстеры", хотя нет доказательств, что их производство началось именно в том городе.

На большом их числе выгравированы голландские мотивы, например гербы Соединенных Провинций и Дома Оранских, что может указывать на их экспорт в Нидерланды. Однако гораздо более вероятно, что многие были изготовлены на континенте (в книге с узорами 18 века из стеклодувной мастерской в Намюре найдены образцы гравюр, которые до тех пор назывались английским), и что эти и некоторые другие типы "английских" бокалов выпускались одновременно на обоих берегах Северного моря.

В 1745 году был введен первый из серии налогов на стекло, который зависел от веса изделия. В ответ на это мастера стали выпускать более легкую продукцию. Эта мера совпала по времени с началом периода рококо - стиля самого по себе более изящного и легкого. Изделия из стекла стали меньше по размеру и весу: чаши имели форму трубы и устанавливались на тонкую ножку с полостью или напоминали очень легкий балюстер.

Вероятно, к середине века английские мастера стали включать в ножки воздушные, а затем опалово-белые и цветные нити, основываясь на венецианской технологии, но использовавшейся теперь в стиле рококо. Сохранилось относительно большое число таких бокалов, что дает широкую панораму изобретательности мастеров с 1750-х по 1780-е годы и разновидностей и комбинаций использовавшихся нитей. Большинство из таких нитей маленькие, вероятно, предназначенные для поддержки рюмок для ликеров и укрепления бокалов для вина. Нередко сосуды для питья изготавливались целыми наборами, указывая на то, что единство стиля на обеденном или праздничном столе было желательным.

Искусство гравировки стекла в Англии никогда не достигало сравнимого с континентальным уровня. Сохранилось значительное количество изделий этого типа, но качество большинства из них могло удовлетворить только небогатого заказчика.

Как и повсеместно, изделия стали часто украшать гербами, девизами популярных деятелей, простыми цветами и птицами. Отдельной группой стоят изделия с гравировкой, отражающей симпатии к сторонникам Якова II (якобитам) или к противоборствующей ганноверской династии. Их изготовление началось с момента восстания 1745 года, и символика включает в себя якобитскую розу, портреты Веселого (Bonny) принца Чарли, группу бокалов "Аминь" и так называемые "тайные" якобитские эмблемы.

Во второй половине века в моду вошло также цветное стекло. В таких центрах, как Бристоль, Лондон и южный Стаффордшир, производились ярко-синие, изумрудно-зеленые и опалово-белые изделия. Особенно популярны были наборы графинов на металлических или кожаных подставках, на многие из которых золотом наносилось название предполагаемого содержимого. Графины с пробкой из притертого стекла стали широко использоваться за столом примерно с 1760-х годов. (До этого ликер перед подачей на стол обычно переливался в особую бутылку из "черной" винной).

В Англии того времени существовали помимо гравировки и другие способы украшения стеклянных изделий - позолота и роспись эмалями. Семья Бейлби в Ньюкасле-на-Тайне возглавляла мастерскую по росписи эмалями в 1760-е - 1770-е годы. Лучшие работы этой мастерской отличаются высоким качеством. Кроме большого числа бокалов для вина, расписанных фруктовыми ветвями из опалово-белой эмали вокруг позолоченного ободка, она так же изготавливала настоящие шедевры с гербами из разноцветной эмали.

* В середине 18-го века английские  мастера добились успеха в создании различных ножек, украшенных белой и разноцветной эмалью и воздушными нитями. Все мотивы гравировки отражают симпатии к сторонником Якова II.