Стекло в эпоху Возрождения и Барокко

ГРУППА КУБКОВ FACON DE VENICE НА НОЖКАХ В ФОРМЕ ЗМЕЙ Нидерланды Середина 17 в.

ГРУППА КУБКОВ FACON DE VENICE НА НОЖКАХ В ФОРМЕ ЗМЕЙ
Нидерланды Середина 17 в. ***
 

Стекло в эпоху Возрождения и Барокко

Мода на эффектную, изысканную посуду, которую принесла эпоха Возрождения, продолжалась в период Барокко, когда искусство изготовления стекла еще шире распространилось во все центры Западной Европы.

Предпосылки к лидирующему положению Венеции в производстве стекла следует искать в средних веках. Раскопки Торселло представили доказательство существования производства стекла начиная с шестого - седьмого века. К 11 и 12 векам выпускалась мозаика, бутыли для вина и масла, чашки и стеклянные гири. В 13 веке произошел всплеск в изготовлении стеклянных бус(которые делались из разноцветных шариков), использовавшихся в качестве денежного  эквивалента в торговле. К концу 14 века начался экспорт венецианского стекла, о чем свидетельствует грамота Ричарда II,  дающая право венецианским купцам продавать свои товары, включая стекло, на темзенской пристани. Через свои торговые связи венецианские мастера испытывали влияние Византии и Сирии.

Процветание и могущество Венеции зиждилось на торговле и мощном флоте, чтобы эту торговлю защищать и развивать. Расположенная посередине между Византией, Средним Востоком и западным Средиземноморьем, она укрепляла отношения как с усиливающимися центрами Европы и Византией, так и с рынком в конце Великого Шелкового пути. В действительности резкий рост производства стекла в Венеции был логичным ответом на потерю рынков в Эгейском море и Леванте, которые попали под все усиливающееся влияние турок. Венеции пришлось обратиться к Западу в поисках новых торговых партнеров и союзников. В 13 и 14 веках стеклянная промышленность была поделена на секторы, производящие бусы, плоское стекло (оконное), бутыли и линзы. В 1292 году производство стекла было перенесено на острова Мурано, примерно в 5 километрах (3 милях) от центра города. Это было вызвано частично предосторожностью против возможного пожара, но в большей степени стремлением превратить сообщество производителей стекла (число которых к концу 16 века составляло около 3000 человек) в закрытую тайную организацию.

К концу 15 века Венеция выпускала очень богатую и изысканную парадную стеклянную посуду. На формы кубков с крышками, чаш на подставках и дорожных фляг, которые чаще всего имели богатый, сочный оттенок синего и зеленого, все еще оказывали влияние готические металлические изделия. Украшения же отражали рост европейского влияния и интерес к поиску корней европейской культуры в классической античности, позднее проявившийся в Ренессансе. Свадебная посуда, например, расписывалась эмалями. На ней изображались портреты пары в виде классических бюстов или в современных тогда платьях в форме камей или медальонов.

Мастеров вдохновляли работы таких художников, как Мантенья, Джентиле да Фабриано и Карпаччио, и они использовали фрагменты из их произведений в своей собственной интерпретации классической мифологии и аллегории. Важным декоративным элементом были полосы из точек, завитков и лиственного орнамента, часто заключавшие в себя основной рисунок.

В то же время венецианцы экспериментировали со стеклом, имитирующим другие материалы, такие, как фарфор и полудрагоценные  камни. Сохранилась небольшая часть посуды латитто из опалово-белого стекла, отражающая интерес к китайскому фарфору, а также кальчедонио, чей цвет темного мрамора имитирует халцедон и другие материалы, высоко ценимые при дворах, среди которых Ренессанс был в моде.

Среди вызывающих интерес минералов был горный хрусталь, природный кварц, который, если верить алхимикам, обладал магическими свойствами. Прозрачностью хрусталя, особенно ограненного и отполированного, всегда восхищались. Поэтому венецианские мастера добивались тех же качеств от стекла, добавляя известь к содово-кремниевому составу для получения кристалло, прозрачной, более бесцветной, чем производившаяся до сих пор, и похожей на хрусталь стеклянной массы. Будучи относительно прочным, этот материал мог выдуваться до очень небольшой толщины, а низкая точка замерзания позволяла легко придавать изделию самые разнообразные формы с помощью щипцов и прочих инструментов. В начале 16 века нигде в Европе больше не производили стекло такого типа, и поэтому при европейских дворах спрос на великолепное венецианское стекло был огромен.

Так как кристалло вытеснил другие виды стекла, декораторам пришлось приспособиться к новому материалу. Покрытие эмалью свелось в основном к декоративным бордюрам из разноцветных точек на позолоте. К стеклу приклеивалась золотая пластинка и процарапывалась иглой для создания узоров и надписей. Применялась также гравировка алмазной гранью, техника, которой в совершенстве владел Виченцо ди Анджело далль Галль ок. 1549 года. Гравировка сочеталась с позолотой и наплавливанием стекла. Мотивы узоров были в основном лиственными, например, завитки листьев аканта, гротескными и иногда геральдическими.

*** Эти кубки олицетворяют верх роскоши и фантазии, которой  обладали 'венецианские' мастера. Многие из них были сделаны в стеклодувной мастерской в Бевольце, входящем сейчас в состав территории Бельгии.