Стекло в Германии и Богемии 18 века

КУБОК В МАНЕРЕ ХОХСШНИТТ
Силвзия Ок.1700г.

Стекло в Германии и Богемии 18 века

Появление тяжелого хрустального стекла в Богемии и Потсдаме совпало по времени с изобретениями в Англии. Возможности нового материала в качестве сырья для выразительности барокко особенно ярко использовались в трех центрах в Германии на рубеже веков. Курфюрст Бранденбургский направил Мартина Винтера (ум. 1702) в стеклодувную мастерскую в Потсдаме, в то время, как его брат Фридрих (ум. 1712) работал на графа Шаффготча в Силезии, а Кристоф Лабхардт (ум. 1695) и его ученик Франц Гонделах (1663 - 1726) — на ландграфа Кессельского. Во всех трех местах станки и шлифовальные круги приводились в действие силой воды, что способствовало изготовлению нескольких наиболее прекрасных изделий скульптурного искусства барокко. Гонделах особенно преуспел в вырезании кубков и ваз из прочных блоков стекла в манере хохсшнитт (создание горельефов). Однако эта традиция не закрепилась и вскоре сошла на нет, за исключением Потсдама, где Готфрид Спиллер (ок. 1663 - 1728) продолжал работать в манере хохсшнитт еще в 1720-е годы.

В конце 17 века большое количество стеклодувных мастерских было основано на землях местной знати. Производство стеклянных изделий приняло настолько массовый характер, что управляющие мастерских в поисках рынков сбыта были буквально вынуждены устанавливать торговые связи практически со всей Европой и даже с Америкой. Эта феноменальная торговля продолжалась вплоть до 19 века. За границей устраивались специальные склады, с которых странствующие граверы развозили продукцию дальше на телегах мелкими партиями. Часть изделий экспортировалась уже в готовом виде, с росписью и гравировкой. Некоторые изделия были украшены только частично, и на них продавец мог гравировать отдельные дополнительные мотивы по желанию конкретного заказчика.

В первой половине 18 века наибольшую популярность завоевал покал (большой немецкий кубок). Это были массивные изделия с вместительной чашей, поддерживающейся ножками разнообразных форм, которые повторялись в крышке. Ножка опиралась на широкое плоское основание. Типичная ножка богемского типа состояла из поддерживающей выпуклости и балюстерного ствола, обвитого по спирали красными или золотыми нитями. Основание чаши или ножки всегда огранено плоскостями, кругами или желобками. Гравированный при помощи круга узор на таких кубках обычно среднего качества, мотивы ограничены переплетающимся или лиственным орнаментом и гротескными изображениями в соединении с обычными геральдическими девизами и мифологическими или библейскими сценами, часто с нравоучительными надписями. Эти кубки были предназначены для торжественных и официальных случаев в роли пускаемых вкруговую чаш.

* Этот кубок выражает в стекле интерес барокко к пышным формам, которые создавались из горного хрусталя. Резьба  выполнена в Петерсдорфской  мастерской Фридриха Винтера при помощи приводимого в действие водой шлифовального круга. Изделие предназначалось для покровителя мастерской графа Шаффготча.