Стекло в классическом мире

Стекло в классическом мире

Несмотря на хрупкость, до нас дошло большое количество изделий из стекла, сделанных древними греками и римлянами, что помогает получить более ясное представление об их утонченном обществе.

Усиление Македонии и завоевательные походы Александра Великого потрясли восточное Средиземноморье. Распад империи Александра после его смерти (323 г. до н.э.) привел к возникновению эллинских центров на Среднем Востоке. Наиболее важным и долговечным из них было государство Птолемея со столицей Александрией, где процветала торговля предметами роскоши, включая стекло, что привлекало туда мастеров из Месопотамии, Сирии и других мест. Технология огранки, покрытия эмалью и украшения стекла, например, помещая золотую пластинку между двумя слоями стекла, усовершенствовалась там и вновь была передана в Италию, где доминирующее положение после этрусков заняли римляне. Скорее всего в Леванте, примерно в 50-е годы до н.э., была открыта наиболее революционная технология производства стекла - выдувание. Шарик расплавленного стекла собирался на конце полой железной трубки, которая позволяла мастеру выдуть в стекле полость любого размера и формы и быстро и дешево повторить процесс.

Ранний Латинский мир

Во второй половине второго столетия до н.э. средиземноморский регион впервые за свою историю попал под контроль одной власти, был объединен общим языком, торговыми и культурными связями. Благодаря открытию выдувания стекла именно в этот период, его производство достигло больших высот в этой точке своей истории. Вплоть до возвышения Венеции в 15 и 16 веках не наблюдалось подобного расцвета новых технологий и форм, столь изящных и прекрасных шедевров из стекла и такого огромного количества обычной стеклянной посуды для повседневных целей. Стало популярным стекло ярких цветов. Выплавкой в формах и мозаичным методом пользовались в основном для создания художественных изделий, а выдувание применялось для изготовления более практичных вещей.

В течение первых трех веков н.э. производство стекла по довольно-таки типовым технологиям и стилям распространилось во все уголки Римской империи: в Галлию, Германию и на Иберийский полуостров. Им занимались в основном сирийские (или находившиеся под влиянием сирийцев) мастера.

Выдувание в формах усовершенствовалось в первом столетии н.э., и до наших дней дошло большое количество маленьких сосудов и флаконов, сделанных этим способом. Некоторые из них украшены масками или головами Януса, надписями, именами, виноградом или раковинами. В то же время, скорее всего, в Александрии, возникла технология нанесения сначала слоистого, затем рельефного узора на стекло. Мозаикой выкладывались сверх-изящные фрески и полы: тысячи крошечных разноцветных кубиков нарезались из прочных стеклянных блоков, и из них составляли узоры или целые сцены. К моменту извержения Везувия в 72 году н.э., который засыпал пеплом Помпеи и Геркуланум, во многих домах были оконные стекла, отлитые, полированные и вставленные в деревянные или металлические рамы.

Позднейшие достижения римлян

С конца второго века нашей эры разноцветное стекло утратило популярность, и нормой для роскоши стало стекло бесцветное. Его обычно гранили, гравировали или украшали наложенными витыми нитями, наверное, по сирийской моде, оказавшей сильное влияние на Кельн и прирейнские земли.

В четвертом веке произошли значительные политические изменения, когда империя распалась на восточную и западную части и христианство стало официальной религией. Появились новые формы, например кубки на подставках и висячие лампы. "Бутербродному" стеклу посчастливилось выжить, но теперь в медальонах изображались библейские мотивы.

Разделение Римской империи привело к ослаблению связей между центрами производства стекла на востоке и западе, что послужило причиной возникновения различных стилей и тра-диций. В землях рейнского бассейна некоторое время продолжалось изготовление прозрачных стеклянных изделий, украшенных разноцветными нитями или крапинками, но заметно постоянное падение качества. Произошла значительная перемена стиля в сторону того, что в настоящее время называется франкским стеклом в Галлии и Германии. Формы стали более тевтонскими по восприятию, менее изящными и утонченными, уменьшилось их разнообразие; стекло стало содержать больше примесей. Однако римские традиции, хотя и ослабились, выжили в Темные века. Они заняли свое место в числе других ремесел, при поддержке и поощрении церкви, Карла Великого и его наследников, которые правили средневековыми Францией, Бургундией и Германскими землями Священной Римской Империи. К северу от Альп содовое стекло практически исчезло после 100 года н.э., вытесненное поташевым или вальдглассом (лесным стеклом), в то время как мастера Средиземноморья продолжали использовать содовое стекло, сырье для производства которого легко было получить.