Стекло в Нидерландах 18 век

ДЛИННЫЙ ВЫТЯНУТЫЙ БОКАЛ, ГРАВИРОВАННЫЙ АЛМАЗОМ *
Монограммист "М" Нидерланды. Датирован 1657 г.

Стекло в Нидерландах 18 век

В Антверпене, одном из крупнейших торговых центров Европы в 16 и 17 веках, также процветало производство стекла, основанное и много лет возглавляемое итальянцами. Когда могущество этого великого города стало клониться к закату после Тридцатилетней войны (1648), центром стекольной индустрии Нидерландов стал Льеж. До самого конца 17 века стекло в стране производилось в стиле Facon de Venise, включая некоторые элементы нюрнбергских и богемских форм и украшений.

Что касается Священной Римской империи, большой популярностью там пользовалась гравировка; в 16 и 17 веках в Соединенных Провинциях проживала группа граверов-любителей, таких, как Анна Ремер (1583-1651) и ее сестра Мария Тессельшейд (1597-1646), торговец материей Биллем ван Хеемскерк (1613-1692). Они были непревзойденными каллиграфами, используя грань алмаза для нанесения надписей и поучений на кубки и бутылки, которые, без сомнения, являлись подарками в ограниченном кругу их друзей.

Традицию продолжил Франц Гринвуд (1680 - 1763) из Роттердама, который усовершенствовал искусство штриховой гравировки, технику насечки поверхности стекла таким образом, чтобы образовывались области с большей или меньшей концентрацией точек. Это создавало неуловимый эффект, видимый только при смотрении в стекло на свет. Он специализировался в использовании картин предыдущего века в качестве сюжетов. В свою очередь, его работы оказали влияние на ряд любителей-граверов, таких, как Эрт Шуман (1710 - 1792), Якоб ван ден Блийк и студию Дэвида Вулфа (1732 - 1798). Вольф и его коллеги изготовили большую группу изделий с выгравированными сентиментальными сюжетами рококо, например, с путти, играющими детьми, а также с геральдикой и пейзажами.

Гравирование при помощи круга применялось в Нидерландах со второй половины 17 века и оставалось популярным в течение последующих ста лет или около того - как можно предположить по большому числу уцелевших голландских стеклянных гравированных изделий. На них изображалась геральдика, дары, аллегории, пейзажи, виды домов и бесконечные тосты за "Торговлю", "Любовь", Сельское хозяйство", "новую мать", "Мореплавание", "Дом Оранских" с соответствующими надписями. Наиболее знаменитым гравером, чье имя дошло до нас, является Якоб Санг, представитель большой семьи граверов по стеклу, выходцев из Тюрингии.

* Ребенок, изображенный здесь, - принц Вильгельм III Оранский, позже ставший королем Англии Вильгельмом III. Гравировка сделана с современного тогда рисунка, королевские гербы на обратной стороне.