Стекло в Нидерландах и Англии в эпоху Возрождения и Барокко.

Стекло в эпоху Возрождения и Барокко.

Нидерланды.

С самого начала итальянских стеклодувов привлекали Нидерланды, которые имели развитые связи с Италией и использовались ею в качестве плацдарма для торговли с Европой. В 1506 году Энгельбердт Колинье, уроженец Южных Нидерландов, получил разрешение открыть стеклодувную мастерскую с итальянскими рабочими в Бовельце, около Монса; с 1541 года венецианцы работали в Антверпене, который в течение следующих ста лет оставался важнейшим центром стекольного производства в Нидерландах. Там изготавливалась стеклянная посуда в венецианском стиле такого качества, что зачастую трудно определить ее истинное происхождение. Кракель и филигрань пользовались огромной популярностью, так же как и совершённые по пропорциям кубки с отформованными выдувом львиными головами на ножках и чаши, часто украшенные наплавленными львиными головами и гравировкой алмазной гранью. Сохранилось много изделий из Нидерландов, оправленных в серебро, золото или другие металлы. Наряду с обычными предметами изготавливались и более роскошные, удовлетворяющие вкусам позднего маньеризма и раннего барокко, которые требовали щегольства и фантазии. Стеклодувные мастерские в Монсе, Намюре и Льеже, который занял место Антверпена как центра производства стекла после Тридцатилетней войны, изготавливали нефы, изящные орнаментальные вазы, устанавливаемые в центре обеденного стола в форме причудливых кораблей, а также кубки с ножкой в форме змеи, которые пользовались большим спросом в 17 веке.

Англия. Стекло в эпоху Возрождения и Барокко.

Документы свидетельствуют, что в 1549 году восемь итальянских стеклодувов прибыли в Англию из Антверпена. "Парр Пот", высокая пивная кружка с полосками латтимо и английской серебряно-золотой оправой может быть примером их работы. Изделия из венецианского стекла упоминаются в инвентарной описи "Совершенного Дворца" Генриха VIII, где они считались чуть ли не символами королевского статуса. Даже в Шотландии во время пира в честь дожа Венеции Эрл Морэй приказал поставить на стол хрустальные бокалы. Скатерть соскользнула со стола, посуда разбилась, и бокалы тут же были заменены еще более дорогими и лучшими экземплярами.

Англия оказалась в большой выгоде из-за переселения в нее мастеров из числа еретиков и протестантов, притеснявшихся в середине 16 века на континенте, особенно во Франции и Нидерландах. Многие мастера переправлялись через Ла-Манш в поисках стабильности и возможности спокойно заниматься своим ремеслом. Изготовители плоского стекла из Нормандии и Лорейна оседали в Суссексе и Сюррей Вилд. В 1567 году Жан Карре, уроженец Арраса (ум. 1572) подал заявку на получение патента на производство стекла a la Facon de Venice. Он построил две мастерские в Олфолде, которые выпускали оконное стекло и простую утварь из лесного стекла, и стеклодувную мастерскую Братства Крестоносцев в Лондоне, где работали мастера из Нидерландов и Венеции под руководством Джакопо Верцелини (1522 - 1616). Десять бокалов, изготовленных, как считается, Карре, являются стандартными Facon de Venice и выполнены в стиле, характерном для Северо-Западной Европы; помимо надписей на английском языке, выдающих их происхождение, они отличаются стеклянной массой сероватого оттенка, формы несколько простоваты, больших пропорций, подвергнуты не очень сложной обработке. Орнамент — лиственного типа, похожий на делавшиеся в Гуле или Антверпене. В 1592 году Верцелини отстранился от дел и передал управление мастерской своему сыну. Таким образом, производство стекла было поставлено на прочную основу, что сказывалось еще в 17 веке.