Стиль Барокко в странах восточной Европы

Бюро-кабинет, Германия Грецкий орех со вставками маркетри и переплетающимся узором из древесины грецкого ореха, груши и черного дерева; ок. 1740 г.Мюнхен был тоже большим центром мебельного ремесла, в особенности во вдохновленном Италией стиле барокко 2-й половины 17 столетия; в особенности немало выпускалось столов с инкрустированными мраморными столешницами и резными рельефными опорами, которые делались тут под влиянием архитекторов и художников из Турина.

Бюро-кабинет, Германия Грецкий орех со вставками маркетри и переплетающимся узором из древесины грецкого ореха, груши и черного дерева; ок. 1740 г.
Вероятно, изготовлен в Вюрцбурге или Майнце; этот тип мебели известен как шкаф-секретер. У него есть элементы рококо - выпуклая форма секции секретера, округлые волюты и резные щиты, однако в общем настрое есть тяжеловесное барокко.

Более близко к концу 17 столетия мебель, производимая в Южной Германии, находилась под влиянием Парижа. В особенности ощутимо было влияние знаменитого мебельного мастера Андре-Шарля Буля. Ведущим представителем маркетри в стиле "буль" был X. Д. Зоммер (годы работы 1666 - 1684) из Кунцельзау в Швабии, который использовал черное дерево, медь, черепаху, олово и слоновую кость. Работавшие вместе в Аугсбурге Эссер и Вольфгауэр соединяли маркетри в стиле "буль" с мраморной мозаикой.

Великолепие барокко было с готовностью воспринято во всей Германии и продолжалось в 18 веке. Более всего оно проявлялось при изготовлении крупных стенных шкафов, украшавших гостиные дома любого зажиточного бюргера. Тяжелые карнизы (навесные лепные выступы), архитектурные пилястры (плоские проекции колонн) и декоративные облицовочные панели украшались резьбой; нередко это выполнялось в натуралистичном стиле, известном как "кнорпелверк" - хрящеватый стиль, эскизы для которого публиковались франкфуртским мебельным мастером Фридрихом Унтеушем и другими. В итоге 17 столетия декоративное оформление таких все еще массивных стенных шкафов состояло чаще всего из необычных арабесок, панелей с волнистым литым рисунком и обточенными в виде катушек колонками.

Меньшие по габаритам стенные шкафы включали "китайские" буфеты и шкафы на опорах, украшенные резными или литыми панелями. Шкаф-секретер представлял собою стенной шкаф с ящиками, которые к концу 18 столетия стали частью шкафа многоцелевого назначения, куда входил сам шкаф (его верхняя часть) и наклонный стол с сундуком из 3-х ящиков внизу.

"Хрящеватый стиль" проявлялся в стульях 17 столетия. От разных стульев с сиденьями из деревянных досок и расширяющимися вниз ножками, с резьбой на весьма неудобной спинке мода перешла на стулья с обивкой и весьма высокими резными спинками. В начале 18 столетия стулья, делавшиеся в Сев. Германии, несли в себе черты голландского и английского влияния - у них возникли гнутые ножки, спинки разной формы, тростниковые сиденья и спинки, облицованные декоративными панелями.

В течение 18 и 19 вв. большая часть производимой мебели продолжали украшать популярной в Германии с давних пор деревянной резьбой, однако с начала 18 столетия тоже широко использовалась отделка грецким орехом, черным деревом и другими породами. К этому времени кое-какие правители Германии уже "посеяли семена" рококо, невзирая на то, что стиль барокко продолжал пользоваться неослабевающей популярностью. Длительному периоду стиля рококо в Германии способствовали имевшие большое влияние рисунки Иоганна Якоба Шюблера, опубликованные в 1720 и 1730-е годы в Нюрнберге и Аугсбурге; на таких рисунках изящная мебель была одета в барочный орнамент 50-летней давности.

На протяжении первых двух десятков лет 18 столетия продолжали строиться превосходные дворцы в барочном стиле, кульминацией которых стал превосходный Померанцевый дворец, построенный для Лотара Франца фон Шенборна, архиепископа Бамбергского, обставленный в основном в стиле Людовика XIV Фердинандом Плицнером (1678 - 1724). Этот дворец, с созданной Плицнером зеркальной комнатой, сохранился.