Стиль Людовика XIV

Пара кресел. Приписываются Николя Херто; позолоченное дерево; середина 18 в.Пара кресел. Приписываются Николя Херто; позолоченное дерево; середина 18 в.

Многолетнее царствование "короля-солнце" Людовика XIV (1643 - 1715) отмечено абсолютизмом и великолепием королевского двора в Версале и Париже. После единовластия Людовика главной фигурой в культурной жизни Франции стал дизайнер интерьеров Шарль Лебрен (1619 - 1690). Он был первым директором Гобеленовой мастерской, потом названной "Королевской мебельной мануфактурой", где было отделение по изготовлению мебели под руководством итальянца Доменико Куччи (ок. 1640 - 1705). Там делали изысканные шкафы с выдвижными яшиками, декорированные панелями с инкрустацией из цветного твердого камня и вставками из золоченой бронзы.

Голландский мебельный мастер Пьер Голль (1620 - 1684), работавший с 1840-х гг. в Париже, принадлежал к другому направлению: он продолжал традицию изготовления крупных шкафов из вороного дерева, начатую в начале 17 столетия. Голль создавал парадную мебель для двора в простых, как правило традиционных формах, такую, как шкафы на подставках, столы и столики, стоящие в промежутках между окнами, с использованием многоцветного маркетри по дереву, слоновой кости, раковинам и металлу.

Как и в начале столетия, в изобилии выпускаются комплекты мебели для сидения, гармонирующей с кроватями и драпировками, однако шкафы встречаются нечасто. Огромные стулья и кресла украшаются резными завитками и позолотой, с шелковой или бархатной обивкой, расшитой золотыми и серебряными нитями. В это время в первый раз возникают приставные позолоченные столики. У этих столов нередко бывают прямые, сужающиеся вниз ножки, стретчеры в виде волют (распорка, соединяющая ножки) и резной фриз, украшенный плетениями и другими стилизованными мотивами. Все эти ножки и стретчеры служили просто опорами для стола, и дорогой мраморный верх считался ценнее, чем более дешевая опора.

Закрывающаяся мебель. Шкафы с выдвижными ящиками, стенные шкафы, буфеты и столы периода Людовика XIV отличаются богатством и размерами. В Гобеленовой мастерской выпускались шкафы из вороного дерева, инкрустированные панелями из флорентийского твердого камня; золоченая бронза использовалась для обрамления панелей и декоративных вставок, которым придавались архитектурные формы. Гобеленовая и иные мастерские к тому же делали шкафы, декорированные маркетри по дереву, с центральной дверцей, ящиками по бокам и нередко позолоченными опорами. Специальной популярностью пользовались наборы мебели, подходящей друг другу по тону (порой называемые триадами), которые состояли из стола, 2-х канделябров и зеркальной рамы, украшенной маркетри по дереву или покрытой лаком.

В 1680-е годы широкое распространение получило маркетри по металлу и черепахе, после в первый раз применившего его Андре-Шарля Буля. Ее возможно было встретить на разно образных видах мебели. Сюда входили огромные стенные шкафы и столы, устанавливаемые в простенках между окнами, позднее известные как бюро Мазарини. Подобный стол чаще всего встречается в сохранившейся мебели периода Людовика XIV. У него как правило 8 ножек, или квадратных и сужающихся вниз, или в виде волют, и любой набор из 4-х ножек соединен Х-образным стретчером. С любой стороны расположено по 3 - 4 ящика и 1 длинный неглубокий ящик над проемом. В варианте этого шкафа, называемом складным бюро, верхняя крышка в центре откидывается назад, а за ней внутри расположены ящики меньших размеров и поверхность для послания.

Новые конструкции. К концу управления Людовика Андре-Шарль Буль стал создавать новые формы мебели, и 2 предмета изготовленной им мебели приобрели самую большую популярность в следующем столетии: это письменный стол и комод. Письменный стол огромной, с опорой на 4 ножки и 3-мя ящиками спереди во фризе, как правило подлинным с одной стороны и поддельным с иной. Не наименее известен сейчас комод, с тонким утонченным декором. Как правило стоял в центре комнаты, вдоль самой длинной стены. Оба эти предмета обстановки с самого начала украшались маркетри в стиле "буль", однако после смерти Людовика она была заменена облицовкой деревом с более простым геометрическим рисунком.