Стили Какиэмон, Имари, Кутани и Набешима

ВАЗЫ ИМАРИ

ВАЗЫ. ИМАРИ *
Расписано синим под глазурью, эмалями и позолотой; конец 17-го - начало 18-го в.

Стили Какиэмон, Имари, Кутани и Набешима

Какиэмон

Получил свое название по фамилии семьи известных гончаров, часть изделий которых расписывалась палитрой из бирюзовой, синей, красной, желтой, черной и золотой красок. Именно так стали называть все предметы, расписанные вышеперечисленными цветами независимо от мастерской, где они были произведены.

В Нагаваре была открыта мастерская с изделиями характерной формы, которые были окрашены исключительно в палитре Какиэмон, что послужило основанием счесть эту мастерскую принадлежащей основателям стиля. Кроме того, там обнаружилось большое количество изделий из знаменитого негошида (молочно-белого) - материала из высококачественного фарфора и глазурь, идентичная по составу с использовавшейся в произведениях Какиэмон. Однако были также чаши и блюда традиционного стиля Арита, тщательно расписанные синим под слоем глазури и часто покрытые по ободку ржаво-коричневым цветом.

Имари

Этот стиль более распространен, чем Какиэмон, и получил свое название от порта, из которого экспортировались оба типа изделий. Главное отличие в основном заключено в цвете: под слоем глазури делалась роспись синим, красным и позолотой. Иногда допускаются другие эмалевые краски, особенно черная, зеленая, желтая и кабачковая. Временами можно увидеть глянцевое розовое покрытие, которое, вероятно, получали из золота. Эти цвета появляются на изделиях, вышедших из тех же мастерских, что и выкрашенные в стиле Какиэмон. Без сомнения, они существовали в один и тот же период и расписывались (возможно, независимой художественной мастерской) в разные цвета. Характерные цвета Имари считаются взятыми из более раннего стиля, который датируется второй половиной семнадцатого века, хотя тогда он не экспортировался в Европу.

Кутани

Изделия этого типа раскрашены в совсем другой палитре, состоящей из темно-красного, мутно-желтого и кабачкового. Ранее эту категорию считали изготовлявшейся в мастерских Кутани в Хоншу, поэтому иногда называют Ко-Кутани (старое Кутани); теперь же пришли к выводу, что она относится к стилю Арита. Изделия этого типа смотрятся более тяжеловесными: вся поверхность традиционных блюд покрыта мутной зеленой, желтой, кабачковой и черной эмалью. Зеленому цвету обычно отдается предпочтение, так что отсюда появилось еще одно название Ао-Кутани (зеленое Кутани). Но какая часть изделий из второй группы относится к семнадцатому веку, определить сложно; большинство появилось в девятнадцатом веке и относится к поздним красно-золотым изделиям Kara.

Эмалированное блюдо КутаниЭМАЛИРОВАННОЕ БЛЮДО КУТАНИ
Вероятно, конец 17 в.
Это блюдо кожется парадоксальным. Впечатление при первом взгляде — абстракция и
асимметрия. Круглые формы маскируют более сложный и сбалансированный замысел.  
Повторяющиеся зигзагообразные узоры на каждом веере создают впечатление постоянного  
колебания в выборе между абстракцией и реальностью. Такие остроумные зрительные загадки
вообще характерны для японского стиля: наполовину скрытые или перекрывающие друг друга
объекты и узоры часто встречались доже в последних изделиях Имари. Однако к концу 19 в.
это техника деградировала, когда ее стали применять в  массовом производстве.
 

 

Набешима

С расцветом экспорта в начале восемнадцатого века (который, однако, практически сошел на нет к середине столетия) появилась новая группа изделий, производимых для правителей Хидзэна в качестве дани сегуну, — Набешима.

В то время как в фарфоровых изделиях Имари и Какиэмон синий цвет иногда используется для создания ярко выраженного "размывающего" эффекта в основном узоре или в орнаменте обода, на лучших произведениях Набешима применялась китайская техника доукаи (контрастных цветов). Так что синий цвет под глазурью используется как раз для выделения контуров узора, выполненного яркими эмалями. Типичными являются блюда на несколько большем, чем обычно, основании, украшенные гребешковым (из вертикальных параллельных линий) бордюром. Эти изделия считаются наиболее сложными и художественными из произведенных в Японии.

Лучшие произведения Набешима относятся к первой половине восемнадцатого века. Стиль продолжал существовать и в девятнадцатом веке, но в тот период они становятся более чопорными и расписаны не столь тщательно.

 

* Гарнитуры типа этого, состоящего из пяти предметов, часто украшали каминные полки европейцев или буфеты.