Технологии производства и стандартизация

Формы для оловянных солдатиков традиционно делались из 2-х малых блоков тюрингского сланца. Прилегающие поверхности внимательно полировались, чтоб обе части можно было бы плотно сдавить вместе, когда в них наливался расплавленный металл. Резчик, чаще всего весьма искусный художник, делал в каждом блоке по половине изображения солдатика. Когда блоки соединяли вместе, сталь заливалася через коническое отверстие наверху, целиком заполняя форму. Почти немедленно формы разжимались, и лишнюю сталь удаляли с изделия.

Чистое олово стоит дорого; к тому же, оно чересчур ломкое, чтоб не погибнуть в детских войнах. Потому изготовители солдатиков использовали сплав из 2-х долей свинца и 3-х долей олова с висмутом и сурьмой в роли реактивов для управления разными реакциями. Отдельные производители нанимали искусных художников для росписи своих вещей; иные отсылали дистрибьюторам собственную продукцию нераскрашенной, в овальных или круглых коробках со шплинтом. Третьим вариантом было частичное раскрашивание: у гусара, к примеру, были покрашены форма, амуниция и открытые участки тела, а лошадь оставалась серебристой.

Заметными производителями солдатиков в 19 веке были: Лоренц, Шрадин, Готтсчалк, Аммон, Альгейер, Швайгер, Хаффнер и иные (кое-какие из них развили свое производство до выпуска полуобъемных и объемных солдатиков). Идентификация изготовителя обычно затруднительна из-за сбивающей с толку практики торговли того времени: ящики обычно маркировались дистрибьютором просто районом их производства или его своим именем. Кое-какие производители ставили свои инициалы, однако они все время менялись. Кроме того, их клейма возможно спутать с подписью резчика. Так что коллекционеру ничего не остается, как довериться старинным каталогам и положиться на собственный опыт.

Важным лицом в истории плоских солдатиков является Эрнст Хейнрихсен (1806 - 1888), который стандартизировал размер игрушечных армий, что дало возможность детям смешивать разные наборы без ущерба для реалистичности. Этот бизнесмен из Нюрнберга, организовавший производство в 1839 г., добился значительного успеха, выпуская фигурки высотой 30 миллиметров. Пример процветающего бизнесмена и частичное сотрудничество с ним заставило изготовителей во множестве областей Германии привести размер своих солдатиков в соответствие с его. Во 2-й половине 19 столетия он заполучил имя "нюрнбергский масштаб". Выпуская солдатиков в общем случае данного размера, Алоиз Очель из Киля стал одним из максимально известных производителей 20 столетия и крупнейшим производителем оловянных фигурок в 1920-е и 30-е годы. Изделия Очеля упаковывались в картонные ящики с маркировкой Kilia (отлично раскрашенные) и Oki (хуже раскрашенные).