Турецкая керамика

БУТЫЛОЧНАЯ ВАЗА. ИЗНИК Турция. 16 век
БУТЫЛОЧНАЯ ВАЗА. ИЗНИК *
Турция. 16 в.

Турецкая керамика

Турецкая керамика считается одной из самых совершенных из ранних мусульманских гончарных изделий. Изразцы, применявшиеся для отделки стен в мечетях и мавзолеях, составляли основную долю в производстве керамических изделий, особенно в Изнике. Изготовление прочих изделий имело второстепенное значение, хотя декоративная посуда экспортировалась не только в другие районы Малой Азии, но также в Россию, северную Европу и Италию.

Изделия из Изника

Двумя главными центрами производства керамических изделий были Изник и Кютахья. Мастерские в Изнике не только специализировались на производстве изразцов, но также выпускали другую разнообразную продукцию, включая лампы для мечетей; чаши и тазы с широким основанием; кувшины и кружки луковицеобразной формы с прямыми и широкими горлышками; элегантные грушевидные фляги и бутыли с высокими, узкими горлышками с выпуклостью посередине; пеналы; подсвечники по венецианским металлическим формам; цилиндрические кружки, напоминающие формой европейские и балканские прошитые кожаные емкости, луковицеобразные с орнаментом; глубокие блюда с неровными краями в китайском стиле; ровные чаши; блюдца; а также плоские, круглые подносы, похожие на подобные турецкие же изделия из металла.

Наиболее ранние изделия, датируемые примерно 1530 годом или раньше и включающие так называемую продукцию Золотого Рога, расписаны синим кобальтом под слоем глазури, иногда с фрагментами густой бирюзы, со скрученными узорами из листьев, которые напоминают концентрические или спирально уложенные нити бус. Другие типы ранних узоров включают в себя широкое использование лиственных мотивов, области сплошного кобальта и много иностранных элементов, таких, как сильно стилизованные цветы лотоса, закрученные листья в китайском стиле, бесконечные узелки и квадратные завитки, напоминающие греческий орнамент, однако все же, скорее всего, опять заимствованный из Китая.

К середине шестнадцатого века палитра цветов включала в себя марганцевый, оливковый, черный и яркий томатно-красный, который получали из железной руды (этот пигмент выделяется на поверхности изделия, так что его легко определить на ощупь). Узоры в этот период создаются в основном на растительные темы, с крупными цветками и листьями на большей части украшаемой поверхности. Наиболее популярными являлись тюльпаны, гвоздики, розы, гиацинты и тяжеловесные гортензии, которые, наверное, должны были изображать гранаты; а также широко используются яркие листья с пилообразными краями. Излюбленным бордюром, особенно на блюдах с неровными краями, служит спиральный узор. Он несколько более примитивен, чем послуживший основой для него волнистый орнамент, часто встречающийся на китайском сине-белом фарфоре 14-го и начала 15 века.

В конце 16 века изделия из Изника были очень яркими, расписанными однородным бирюзовым фоном с разграниченными или без них полосами из повторяющихся или накладывающихся друг на друга изображений. Наряду с излюбленными цветочными узорами появляются странные животные, почти наверняка видоизмененные: феникс, заяц, олень и килин (kylin) - сказочный зверь, заимствованные из обширного экспорта китайских фарфоровых изделий в конце периода правления династии Мин.

Керамические изделия из Изника имеют гранулированный белый корпус, который со временем становится коричневым в местах, не покрытых глазурью. Эта глазурь, цвет которой варьируется от холодного белого до зеленоватого или голубоватого, нанесена неравномерно, иногда полосами.

Изделия из Кютахьи. Они очень похожи на керамику из Изника, но в основном выглядят несколько грубее, примитивнее. Почти вся производимая продукция является посудой - кувшины, фляги, ступы и блюда, многие из них заимствовали форму от оттоманских металлических изделий или от образцов европейской керамики.

 

* Очертания вазы повторяют форму современных металлических изделий, которую копировали китайские мастера в период правления династии Мин.