Великая эпоха граненого стекла

ГРАФИН С БОКАЛАМИ. НАБОР
Англия. Ок. 1810 г.

Великая эпоха граненого стекла

Великолепный эффект граненого стекла послужил причиной создания прекрасных орнаментов на обеденной посуде знати в 18 веке. С тех пор граненое стекло никогда не выходило из моды.

Любопытно, что прошло почти целое столетие прежде, чем обнаружилось, что тяжелое прозрачное английское стекло было подходящим материалом для огранки. Первые грани были в форме мелких сечений и зарубок. Возможно, решающую роль в развитии этого искусства сыграло изобретение люстр и специальных комнат для еды (первых столовых). Богемские мастера, например, использовали стекло в качестве подвесок на металлических люстрах, а венецианцы изготавливали люстры целиком из стекла, выдувая, формуя и обрабатывая его. Но именно англичане первыми стали делать из граненого стекла люстры, подсвечники и канделябры из выдувавшихся или отлитых по отдельности секций, которые гранились и дополнялись цепями граненых же бусин и висячих украшений.

Возрастающая популярность во второй половине 18 века отдельной столовой комнаты, в которой стоял длинный обеденный стол красного дерева, увеличила спрос на большие столовые сервизы. Чтобы удовлетворить потребности покупателей, продавцы и огранщики стекла, такие, как Блейдз и Акерман в Лондоне, открыли специальные магазины, в которых выставлялась и рекламировалась наиболее модная посуда из граненого стекла. Роберт Адам, Джеймс Вайят и другие мастера распространяли влияние неоклассического стиля, который с 1760-х годов до середины 19 века доминировал в искусстве.

Ирландия

Возрастающее в результате введения свободной торговли в 1780 году благосостояние натолкнуло английских мастеров изготовления стекла на мысль обосноваться в Ирландии. В Корксити, Вотерфорде и Дублине возникли стеклодувные мастерские. Они специализировались на производстве граненых изделий и выпускали также огромное количество предметов из стекла для повседневных нужд, которое экспортировалось в Америку и Вест-Индию. Характерным примером ирландских стеклянных изделий могут служить графины, выдувавшиеся в "ребристую" форму, иногда название мастерской наносилось вокруг основания. Большие чаши для фруктов в форме каноэ с мелкими гранями и отформованными основаниями также пользовались популярностью.

Неоклассицизм в Богемии

Влияние неоклассицизма на Европу скоро сказалось на германских землях, где к 1770-м годам популярность покалов в стиле барокко пошла на убыль. Спрос на гравировку тоже снизился, сменившись модой на англо-ирландскую огранку, часто сочетаемую с позолотой. Хорошим примером такого "гибрида" конца 18 века могут послужить работы Иоганна Менцеля из Вармбрунна в Силезии. Он изготовил серию неоклассических кубков с глубокими чашами и резными ножками, оканчивающимися квадратным основанием. Их дополняли сочетающиеся по стилю низкие крышки.

Чаши украшались овалами цвишенгольд с силуэтами на фоне черной или золотой фольги. Украшение дополнялось огранкой и гравировкой.

Большое количество обычной посуды современного тогда английского стиля изготавливалось в Богемии. Противовесом массовому производству служили работы таких мастеров, как Иоганн Милднер. Этот студийный художник трудился в Гутенбрунне в Нижней Австрии в конце века, создавая самые изысканные бокалы и графины в стиле цвишенгольд из всех когда-либо сделанных. Он специализировался на портретах, гербах и прихотливых монограммах. Ободки и основания его изделий украшались бордюрами из золотых и красных листьев. Эти бокалы предназначались не для повседневного использования и предшествовали установившейся в первой четверти 19 века моде на фарфоровые и стеклянные "кабинетные" изделия, которые отделывались особенно тщательно и играли представительскую роль.