Венеция и Франция. Стекло в эпоху Возрождения и Барокко.

Халцедоновая чаша, Венеция, около 1500 года

ХАЛЦЕДОНОВАЯ ЧАША *
Венеция Ок. 1500 г.

Венеция и Франция. Стекло в эпоху Возрождения и Барокко.

Влияние Венеции.

Несмотря на усилия венецианских властей удержать монополию на производство стекла в своих руках, спрос на стеклянные изделия был настолько велик, что венецианские мастера, прельщенные баснословными выгодами, сбегали ко дворам европейских королей, которые готовы были платить любые деньги за их услуги. С 1490 года власти Венеции стали угрожать мастерам-стеклодувам, раскрывающим секреты иностранцам, суровым наказанием и штрафовали тех, кто после работы за границей возвращался на родину. Однако их усилия не привели к сколько-нибудь заметному результату. Стекольная мастерская, основанная Вольфгангом Витлом в Галле, в Тироле 1534 году была первой, успешно изготовлявшей Facon de Venice за пределами Италии. В 1570 году эрцгерцог Фердинанд II, регент Тироля, основал стеклодувную мастерскую в Инсбруке под собственным покровительством и управлением. Он убедил сеньорию прислать ему бригаду стеклодувов, прося избрать "обладающих наибольшей фантазией", и даже пытался лично выдувать стекло. Типичные изделия, производившиеся тогда в Тироле, сохранились в замке Амбраз и в Кунстисторическом музее в Вене. Стекло обычно отличалось от венецианского серым оттенком массы и несколько более тяжеловесными формами. Наибольшей популярностью пользовались кубки с крышками на высоких ножках с гравированным алмазом узором, часто заключавшем в центре геральдику, например двуглавого орла Священной Римской империи.

Кроме форм, основанных на венецианских прототипах, появляются немецкие формы - высокие, цилиндрические штанген и хампен.

В Германии были основаны и другие стеклодувные мастерские, производящие венецианское стекло, но все они продержались недолго. Необходимые компоненты для изготовления Facon de Venice были дороги и трудны в получении, а мастера редко оседали на одном месте. Мюнхен, Вена, Кассель и Дессау могли похвастать тем. что некоторое время в них работала стеклодувная мастерская с рабочими-итальянцами. Нет причин сомневаться в том, что стекло в венецианском стиле значительно повлияло на производство местного лесного стекла, привело к большему изяществу изделий и включению некоторых венецианских элементов, особенно росписи эмалями.

Франция.

Главным торговым соперником Венеции в Средиземноморье считалась Генуя, город-государство. Одной из ее колоний был Алтаре, производство стекла в который было завезено из Сирии, а затем в 15 веке подверглось влиянию Мурано.

Так как не идентифицировано ни одного изделия из Алтаре, можно допустить, что местная продукция мало отличалась от венецианской. Генуэзкие власти обладали более прогрессивными взглядами на вопрос монополии. Они не препятствовали своим мастерам уезжать за границу, при условии, чтобы те не выдавали секретов своего искусства.

Хотя венецианцы изготавливали эмалированные изделия в Лионе со второго десятилетия 16 века, лишь унаследование герцогства Неверского Гонзагом, маркизом Монферратским (где был расположен Алтаре) привело к появлению важного центра по изготовлению стекла в венецианском стиле во Франции. Из Невера мастера разъезжались в Париж, Нант, Руан и Орлеан. В течение столетия миграция итальянцев привела к образованию влиятельной гильдии мастеров-стеклодувов, хорошо разбирающихся в технологии производства стекла. Они продолжали делать простые формы стаканов и бутылей в венецианском стиле в 17 веке, но также Венецианцы изготавливали роскошные изделия в стиле vetro а filigrana. Нити опалово-белого стекла и вкрапления воздушных пузырьков создавали эффект "сетки", как называли его германцы. достигли больших высот в изготовлении плоского стекла.

* Венецианцы экспериментировали со стеклом, имитирующим полудрагоценные камни и горныйхрусталь.