Венсенн Севр

Чаша с крышкой и блюдо. Венсенн  Мягкий фарфор  с украшениями  из отформованных,  эмалированных  и позолоченных узоров;  ок.1750 г.

ЧАША С КРЫШКОЙ И БЛЮДО
Венсенн. Мягкий фарфор с украшениями из отформованных, эмалированных и позолоченных узоров; ок.1750 г.

Венсенн Севр

Фарфоровая фабрика в Севре начинала свое существование скромной мастерской в королевском замке Венсенн в 1740 году. Она была основана королевским чиновником Орри де Фулви (1703 - 1751) с четкой целью повысить как качество, так и количество французских фарфоровых изделий. Лучшие мастера. Жан-Клод Дюплесси (ок.1695 - 1744) и ЖанЖак Бакелье (1724 - 1806) приехали в Венсенн в 1748-м и примерно в 1750 году соответственно. Дюплесси, мастер по бронзе и ювелир, был назначен первым художественным директором и отвечал за дизайн моделей. Бакелье, художник, с 1751 года также был удостоен должности директора и отвечал за роспись изделий.

После смерти де Фулви в 1751 году последовал период политических и финансовых затруднений. Хотя продажа фарфора возрастала, мастерская работала в убыток. Расширение производства заставило ее переехать на новое место, в Севр, на юго-западе Парижа, где работа началась в 1756 году. Тем не менее финансовые трудности продолжались, и в 1759 году Людовик XV выкупил фабрику, которая с тех пор оставалась королевской собственностью до революции.

Роспись и формование в Венсенне. Поскольку на изделиях не стоят штампы, мы не можем определить точное место их изготовления до 1745 года. К концу 1740-х годов столовая и чайная посуда, вазы, цветочные горшки и туалетные принадлежности выпускались в Венсенне, хотя дизайн оставался мейсенским. Хотя затруднительно отличить ранние венсеннские изделия от предметов, производимых другими французскими фабриками, их нельзя спутать с мейсенским твердым фарфором - благодаря большей четкости и аккуратности росписи цветами в мейсенском стиле.

Примерно к 1750 году Дюплесси обогатил производство в Венсенне многими новыми формами и рельефными узорами, основанными на природных мотивах рококо, а также на формах серебряных кувшинов.

Леда и лебедь. Севр. Мягкий бисквитный фарфор; ок.1765 г.ЛЕДА И ЛЕБЕДЬ
Севр. Мягкий бисквитный фарфор; ок.1765 г.
В период 1760-х — 1770-х годов на фабрике производились  
разнообразные статуэтки и группы. Неглазурованные обожженные
фарфоровые фигурки подражали свободно стоящим мраморным скульптурам, хотя, в отличие от них, они получались путем последовательного укрупнения рельефа. Сюжеты из мифологии всегда пользовались популярностью, и эта модель была сделана Этьеном-Морисом Фальконе по эскизу Франсуа Буше. Фальконе был директором скульптурноймастерской на фабрике в Севре с 1557 по 1566 г.

Статуэтки и позолота в Венсенне. К концу 1740-х годов выпускались разнообразные статуэтки. Венсенн не мог конкурировать с изящно расписанными мейсенскими фигурами, так как состав материала делал трудным нанесение глазури. Чтобы компенсировать этот недостаток, Бакелье применил бисквитный (неглазурованный) фарфор; первые изделия - фигурки детей, животных и сидящих людей - появились в 1751 году. Художник-декоратор Франсуа Буше (1703 - 1777) является автором многих из них.

В 1748 году в Венсенне был открыт секрет золочения фарфора, и с 1749 года позолота применялась на наиболее дорогих изделиях. Она часто накладывалась слоями и тщательно обрабатывалась, чтобы придать изделию дополнительный шик. Позолота включала в себя применение cailloute (разноцветной глины), vermicule (ходы червя) и mouches d'or (золотые точки).

Цвета фона в Венсенне-Севре. Значительное развитие производства Венсенна-Севра начинается с 1752 года, когда стал применяться первый фоновый цвет - синий под слоем глазури (называемый также bleu lapis из-за сходства с ляпис-лазурью). Комбинация темно-синего фона и ограниченных золотой каймой светлых участков с золотыми или расписными птицами внутри является характерной для позднего Венсенна. В 1763 году bleu lapis был заменен на bleu nouveau (синий поверх слоя глазури), который имел меньшую мутность.

В течение 1750-х годов палитра пополнилась розовым, бирюзовым, зеленым и желтым фонами поверх слоя глазури. Наилучший эффект достигался при украшении таким способом кувшинов, а также декоративных и цветочных ваз.

Кружка с крышкой. Венсенн. Мягкий фарфор с фоном bleu lapisКРУЖКА С КРЫШКОЙ
Венсенн. Мягкий фарфор с фоном bleu lapis, украшенный эмалями и позолотой; 1753 г.
Такая роспись типична для позднего Венсенна. Рисунок выполнен Капелле. Скорее всего, кружка предназначалась для горячих молочных напитков.
 

Роспись эмалью в Севре. К середине 1750-х годов интерес сместился в сторону пышных форм рококо с тщательной росписью эмалями. Экзотические птицы, цветы, китайские мотивы, дети и херувимы (вновь благодаря Буше) встречаются наиболее часто.

Практика заполнения всего пространства в стиле миниатюр была общепринятой в конце 1750-х годов. Особенно популярными стали голландские буколические мотивы 17 века, сюжеты которых были заимствованы из гравюр Тенье и пасторальных произведений Буше, а также сцены из военной и рыбацкой жизни.

Неоклассицизм в Севре. В конце 1750-х годов в декоративные схемы рококо стали включаться новомодные неоклассические узоры - греческий ключ (орнамент в виде лабиринта) и Витруви-анские завитки (повторяющиеся завитки в форме морской волны). С 1763 года на возрастающие потребности в изделиях авангардного неоклассического стиля фабрика ответила выпуском нового скульптурного фарфора с синим фоном и тщательной позолотой. Проявлением этого же течения в 1770-х и 1780-х годах можно считать оправку синих ваз в золото и бронзу. Примером более деликатного вкуса Людовика XVI могут служить устанавливавшиеся в буфеты фарфоровые блюда с цветочными узорами.

В 1780-е годы превалирующий стиль неоклассицизма все более утончался под влиянием археологических находок в Геркулануме, в Италии. Именно древность послужила источником вдохновения для создания двух новых сервизов для королевы Марии Антуанетты: сервиза, украшенного "арабесками", автором которого является архитектор Луи ле Массой (ок. 1782) и молочного сервиза в Рамбулье, спроектированного Жаном-Жаком Лагрене (1739 - 1821) в 1788 году.

Твердый фарфор в Севре. Твердый фарфор производился в Севре примерно с 1769 года. Изготавливать его оказалось намного проще, чем мягкий, который был очень чувствителен к колебаниям температуры в горне. Однако мастерам фабрики не удавалось нанести на него фоновые цвета, которые ранее принесли ей известность. Изделия 1770-х годов — обычно белого цвета с тщательной позолотой и узорами из эмалей. К 1780-м годам были все же изобретены фоновые краски, которые можно было наносить на изделия из твердого фарфора, однако из-за трудоемкости этого процесса производство мягкого фарфора продолжалось до 1804 года. Продукция Севра из твердого фарфора имела изображение короны поверх пересекающихся L монограммы Людовика XV.

Маркировка Венсенн-Севра. В 1753 году, когда Людовик XV завладел четвертой частью фабрики в Венсенне, он официально пожаловал ей разрешение называться королевской фабрикой и маркировать свои изделия пересекающимися L из королевской монограммы (хотя уже несколько лет этот штамп использовался неофициально). С 1753 года между L ставились буквенные даты. Начавшись с А в 1753 году, эти буквы продолжались до конца алфавита (за исключением W) в 1777 году.

Затем с 1778 года началась двухбуквенная маркировка, которая в июле 1793 закончилась на qq, и потом буквы RF (республика Франция) и название Севр заменило все предыдущие обозначения до 1800 года.

Ваза. Севр. Мягкий фарфор с росписью эмалями и позолотой; ок.1760 г.
ВАЗА
Севр. Мягкий фарфор с росписью эмалями и позолотой; ок.1760 г.
Эта ваза, принадлежавшая некогда мадам де Помпадур, выполнена очень остроумно. Верхняя секция служила для практических целей, а в отверстиях внизу помещались настоящие или фарфоровые цветы на металлических стеблях. Рисунок в китайском стиле выполнен Шарлем-Николо Додином.

Клейма обычно наносились на слой глазури на основании предмета. Штампы художников и позолотчиков в форме символа или буквы также часто наносились выше или ниже пересекающихся L. Многие удалось расшифровать благодаря архивам фабрики. Однако отсутствие маркировки вовсе не исключает возможность принадлежности изделия к венсеннской продукции: на многих изделиях штампы не ставились.

Резные символы или буквы также встречаются под слоем глазури на основаниях изделий из Севра. Так подписывались формовщики, гончары или модельеры. В отличие от рисованных штампов, резные подделать невозможно, так что они служат надежным доказательством подлинности фарфорового изделия. Однако они не могут с такой же определенностью свидетельствовать о росписи, так как значительная часть продукции Севра позднее была перекрашена.

Другой отличительной чертой всех блюдечек, мелких чаш, тарелок и подносов, выпущенных на фабрике Венсенн-Севра после 1752 года, является наличие небольшого отверстия на ободке подставки. Оно позволяло подвешивать предмет на металлическом крючке во время обжига эмали.