Влияние Чиппендейла на дизайн мебели. Англий 18 век

Сундук для письма и туалета
СУНДУК ДЛЯ ПИСЬМА И ТУАЛЕТА
Джон Ченнон. Красное дерево и золоченая бронза; ок. 1750 г. Ченнон работал в Лондоне по изготовлению кабинетов, и в его роботах ясно чувствуется влияние Германии. Сильно изогнутые передняя и боковые стороны этого предмета мебели, богатая отделка красным деревом и инкрустация по меди вокруг ящиков, о также высокое качество вставок из золоченой бронзы — явно принадлежат Ченнону. Ящик под фризом поддерживается срезанными углами, плавно соединяющимися с ними. Во многих роботах Ченнона имеются спрятанные или скрытые механизмы для ящиков или дверей.

Книга Чиппендейла стала первым пособием по дизайну, в котором описывались все виды мебели. Ее успех был обеспечен тем, что в ней все современные декоративные стили давались в доступной форме как для изготовителей мебели, так и для их клиентов, благодаря чему название "Чиппендейл" стало характерно для мебели середины 18 века. Для последующих поколений "Директор" явился бесценным путеводителем по множеству декоративных стилей, существовавших в период нетитулованного мелкопоместного дворянства. Практически вся мебель этого времени имеет отношение к стилю рококо. Даже в спокойных по рисунку библиотечных книжных шкафах в палладианских архитектурных формах проглядывают цветочные орнаменты в стиле рококо наряду со следами готики и китайскими лепными украшениями. Начиная с 1720-х годов, спинки стульев с упадком влияния Маро, становятся менее продолговатыми. В 1750-е годы они приобретают прямоугольную форму, слегка расширяющуюся кверху. Верхняя часть стула часто завершалась выступающими "ушами"; центральная подпорка украшалась резьбой со сложными органическими формами, листьями аканта, лентами, раковинами, готическими арками или китайским геометрическим орнаментом. Все это сочеталось с резьбой на верхней части ножек и передних гнутых ножках; ножки в виде завитков становились более модными, по сравнению с шаровым завершением, в виде лапы с когтями или подушечки. Некоторые стулья этого периода имели прямые передние ножки, украшенные каннелюрами или резной каймой, и были укреплены стретчерами. Сидения обычно делались с обивкой, но стулья с узкой спинкой в вестибюлях имели, как правило, деревянное сиденье.

Стулья с драпированными спинками, так же, как и сиденьями, назывались французскими стульями, вне зависимости от того, имели ли они круглые контуры, разнообразные гнутые ножки, резной золоченый каркас в стиле французского рококо или минимальное количество декора и тип прямоугольной спинки, за которую теперь мы называем эти стулья "стульями Гейнсборо". Столы — для завтрака, для бритья, чая, игр. шитья, письма, фарфора и в виде "лапы" — имели разнообразную конструкцию, как и кровати. Шкафы в виде горок с выставленным в них фарфором, этажерки, зеркала, ширмы и многое другое выпускалось для растущего числа зажиточных людей.

Это был золотой век для изготовления мебели: сотни мастеров с помощью книг по дизайну занимались изготовлением мебели в больших городах по всей стране. Однако Лондон оставался главным центром мебельной торговли, и талантливые мастера, желающие усовершенствовать свои навыки, стремились открыть там свои мастерские. Наибольшим успехом пользовались Джон Ченнон (1711—ок. 1783), который специализировался на изготовлении крупномасштабной каркасной мебели с оригинальными скрытыми приспособлениями и богатыми вставками из золоченой бронзы, отражающими влияние континентальной мебели; Вильям Вайл (около 1700 — 1767) и Джон Кобб (около 1715 — 1778), Вильям Холлетт (около 1707 — 1781), Самуэль Норман (1746 — 1767), Джеймс Уиттл (1731 — 1759), Вильям Инс и Джон Мейхью (1758 — 1804), и Вильям (около 1703 — 1763) и Джон (1729 — 1796) Линнелл, каждый из которых поставлял мебель высочайшего мастерства и современную по стилю.

Мода очень быстро распространялась в Англии в середине 18 века: рококо пришло с опозданием, и его расцвет оказался сравнительно коротким. В то же время самые шикарные дома обставлялись "французскими" стульями, украшенными лакировкой или маркетри (с выпуклыми ножками с боков и спереди), комодами и причудливыми резными золоченым зеркалами, пока не заявил о себе неоклассицизм.