Влияние востока в 19 веке

КУВШИН ИЗ "ГОРНОГО ХРУСТАЛЯ" *
Сгаурбридж 1886 г.

Влияние востока в 19 веке

Под давлением Соединенных Штатов и Европы с 1850-х годов стала развиваться торговля с Японией и Китаем, и Запад впервые соприкоснулся со всем многообразием восточных изящных и прикладных искусств. Они заказывались крупными национальными музеями, представлялись на международных выставках с 1862 года и описывались в специальных изданиях. Украшение стекла (как роспись эмалями, так и гравировка) обогатилось восточными мотивами: черносливом, сосной, хризантемой, карпом и драконом.

В 1870 году был изобретен новый стиль "горного хрусталя". В начале 18 века братья Винтер в Германии основывались в своих экспериментах с "резным" стеклом на изделиях из горного хрусталя итальянского и богемского маньеризма 16 и 17 веков. Современный стиль резьбы по стеклу для придания ему сходства с горным хрусталем основывается на восточных опытах резьбы по кварцу, жадеиту и другим твердым камням. Изделия из горного хрусталя на Парижской выставке 1878 года были представлены фабриками Баккара, Пантин и другими. В Англии же стиль совершенствовали нанятые фирмами Уэбб и Стивенс-Вильямс богемские граверы Най, Фрицше и Келлер в мастерских в Стаурбридже. В наиболее впечатляющих шедеврах, например в знаменитом Гранулированном Кувшине, эффект достигался за счет сверхглубокой резьбы, часто с завихрением и обилием рельефных фрагментов. Вся поверхность тщательно полирована для получения подобия "водянистости" горного хрусталя. Более "коммерческие" изделия из горного хрусталя, часто входившие в состав больших столовых сервизов, создавали несколько более скромный эффект своими гравированными и отполированными восточными узорами. С 1890-х годов спрос на изделия из горного хрусталя пошел на спад, хотя фирмой Уэбба продолжали выпускаться сервизы до 1920-х годов.

* Этот изящный кувшин гравирован Вильямом Фрицше.