Японская черная глазурь

Чаша с черной глазурьюЧАША ДЛЯ ЧАЯ *
Посуда Раку из обожженной глины, покрыта черной глазурью; 17 зек.

Японская черная глазурь

Предположительно Шино и Орибе - названия определенных стилей производства изделий из кремнистой глины - появились по именам двух древнейших "мастеров чая", которых звали Шино Сошин (конец пятнадцатого века) и Фурита Орибе (1544 - 1615). Посуда этих стилей, как и большинство чайных сервизов, поступала из провинции Мино, где были сильны традиции Сето. Чаши для чая часто покрывались черной глазурью и назывались теммоку - по имени китайской области Тьень My, где зародился этот способ. Такая краска оттеняла пену чая, взбитого до сочного темно-зеленого цвета. Посуда стиля Раку, созданного Чодзиро (1516 - 1592) во время периода Монояма (1568 - 1614), производилась из обожженной влажной зернистой глины, покрытой прозрачной глазурью, как правило, черного, но иногда и красного или желтого оттенка. Напоминающие узоры на парче геометрические орнаменты весело спорят с формой изделия. Впервые использование росписи становится важным элементом при изготовлении посуды; простые и непосредственные каллиграфические узоры подчеркивали изысканность чайной церемонии. Наиболее знаменитым мастером стиля Раку считается Хон Ами Коцу (1558 - 1637).

Каллиграфическую роспись можно увидеть также и на посуде Каратсу. Она проходила поочередный обжиг в нескольких сообщающихся горнах (в каждом последующем температура несколько повышалась). Этот способ был придуман выходцами из Кореи в середине шестнадцатого века.

С завоеванием японцами Кореи период Монояма подошел к концу. В результате победоносной войны в страну в качестве пленных или заложников привезли многих корейских мастеров, которые давно работали с фарфором - материалом, неизвестным в Японии в то время. Осев в Киушу, где до них раньше уже обосновались многие выходцы из Кореи, они начали разрабатывать месторождения фарфоровой глины, хотя ее качество предположительно уступало китайской. Считается, что первые японские изделия из фарфора были произведены в гончарных мастерских Катаратсу примерно в 1620 году.

* Лучшие экземпляры посуды Шино, Орибе и Раку, скорее, можно назвать произведениями искусства, чем просто изделиями: геометрический орнамент неожиданно резко прерывается совершенно не сочетающейся с ним глазурью,
или же узор может быть сам по себе почти незаметным, стилизованным и занимающим лишь незначительную часть поверхности. Подобные произведения оказали сильное влияние на европейскую художественную керамику 20 в.