Японская керамика. Изделия раннего периода.

Глиняный кувшинГЛИНЯНЫЙ КУВШИН *
Середина периода Йомон ок. 3 000 - 2 000 гг. до н.э.

Японская керамика

Традиции японской керамики, представляющей собой неповторимый сплав аскетизма и технического совершенства, служили источником вдохновения не только для гончарных ремесел других восточных цивилизаций, но для создателей современной художественной керамики.

Протяженность эпохи развития гончарных ремесел в Японии очень велика, она насчитывает ни много ни мало 8000 лет доисторического и исторического времени. Изделия раннего периода, хотя им нельзя отказать в своеобразии, зачастую выдают влияние китайских и корейских технологий. Последующее распространение буддизма и его смешение с синтоизмом - местной религией - создали довольно оригинальную шкалу художественных ценностей, предпочитая спонтанное вдохновение тщательно продуманному стремлению к совершенной симметрии. В двенадцатом веке означенная тенденция еще больше усилилась из-за введения чайной церемонии буддийскими монахами, которые проповедовали смирение и единение с природой. Эти традиции сохранились даже в экспортируемых на Запад изделиях семнадцатого и начала восемнадцатого века, затем, после небольшого периода упадка, вновь расцвели в конце девятнадцатого века.

Изделия раннего периода

На первых производимых на территории Японии глиняных сосудах орнамент делался при помощи метода нанесения рельефного узора. Наиболее популярным способом украшения типичных сосудов культуры Йомон - японского неолита (4 500 лет до н. э. - 3 век до н. э.) - было, как и в Европе, наложение шнура или ткани на мягкую фарфоровую глину. Такой орнамент мог целиком покрывать поверхность изделия, придавая ему дополнительную прочность. Однако встречаются и лишь частично украшенные таким образом сосуды, орнамент на которых состоит из закрученных в противоположные стороны спиралей на некотором расстоянии друг от друга. Нередко такой узор помещается в рельефно выделенные границы, особенно у горлышка сосуда. Глина обычно сырая и комковатая, противореча своим составом изящности орнамента, и не покрыта глазурью. К концу этого периода кувшины часто окрашивались в красный цвет.

Из всех керамических цивилизаций мира шнуровые узоры культуры Йомон являются наиболее сложными и совершенными.

Период Йайои, названный так по местности, где была сделана первая находка изделия этого типа, охватывает время с третьего века до н. э. по третий век н. э., примерно совпадая с эпохой правления династии Хан в Китае. Изделия стали производиться уже на гончарном круге. Типичными являются бутыли с узким горлышком, сосуды в форме сумки и вазы из материала, напоминающего китайскую, покрытую зеленой глазурью глину, имитирующую металл. Однако в отличие от своих китайских современников японские мастера все еще не пользовались глазурью. Количество геометрических узоров увеличилось, но они располагались горизонтальными поясами. Возможно, это вызвано использованием гончарного круга при их нанесении.

В период Тумулус (пятый - седьмой века н. э.) на погребальных курганах типичной формы "замочной скважины" часто устанавливали керамические надмогильные камни. Они представляли собой цилиндрические основания, расставленные по окружности на вершине кургана. Позже на них стали помещать скульптурные изображения животных и людей, и эта особенность служит признаком изделий типа Ханива. Типичные статуэтки имеют 0,6 - 0,9 метра (2-3 фута) в высоту, полые, их черты лица упрощены, а на местах глаз и рта проделаны отверстия.

На рынок попадает очень мало доисторических изделий. Иногда появляются экземпляры типа Ханива, но все они в той или иной степени подверглись реставрации.

* Способ нанесения орнамента на изделиях периода Йомон, общий при доисторическом изготовлении гончарных изделий во всем мире, дает возможность предположить, что первоначально сосуды были плетеными.