Японский фарфор для экспорта

Блюдо Арита

БЛЮДО. АРИТА.
Синяя роспись на фарфоре, покрытая затем глазурью; конец 17-го - начало 18 в.
 

Японский фарфор для экспорта

Фарфор появился в Японии во время пика популярности чайной церемонии, что явилось благоприятным условием для развития новых технологий.

Первая японская фарфоровая посуда, в основном производимая для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, получила название Шоки-Имаре (раннее Имаре). Она изготовлялась несколькими мастерскими в области Арита. Помимо изготовления косометсуке (простой бело-синей посуды), делались предметы из селадона, в основном в мастерских Маруо. Также можно отметить посуду, покрытую тонким слоем цвета коричневатой ржавчины, часто в комбинации с кобальтово-синими узорами под этим слоем. Хотя к этому времени история производства китайцами бело-синей посуды насчитывала не менее 300 лет, похоже, их изделия периода Тианки (1621 - 1627) испытывали влияние непринужденного стиля молодых японских мастерских. Однако здесь нужно добавить, что большая часть китайской посуды такого типа была как раз предназначена для экспорта в Японию.

Посуда Арита. В 1641 году голландская Ост-Индская компания сумела монополизировать японо-европейские торговые отношения, в которых до тех пор ведущую роль играли португальцы. Они ввозили в Европу значительные количества китайского фарфора, а доля японского была сравнительно невелика. Вскоре после основания голландской торговой миссии в гавани Нагасаки, на острове Дешима, падение династии Мин в Китае вызвало резкий спад производства фарфоровых изделий в этой стране. Это явилось мощным толчком для развития японских мастерских: вместо китайцев заказы голландцев стали получать они. Причем объемы оказались настолько велики, что все мастерские области Арита вынуждены были объединиться.

Термин "Арита" в настоящее время употребляется на западе для обозначения исключительно расписанной синим под слоем глазури посуды из Ариты. Бело-голубая посуда, похожая на столь популярный в Европе китайский фарфор, сделалась, естественно, основным объектом торговли. Так что неудивительно, что голландцы заказывали повторение уже знакомых европейцам китайских узоров. Среди них есть аритские вариации китайского стиля кракле: блюда с центром в форме звезды, на котором изображен пейзаж с птицами и животными, обрамленный по направлению лучей панелями с повторяющимися цветочными мотивами различных оттенков синего цвета.

Эмаль. Эмали появились на японском фарфоре еще до начала его экспорта. Однако расцвет этой техники во второй половине века начался все-таки благодаря торговле с иностранцами. Среди эмалированных изделий были копии китайской посуды кракле. Однако японцы использовали несколько отличную гамму цветов (китайцы предпочитали полупрозрачную зеленую глазурь на желтом, пурпурном и красном). Японцы же применяли великолепный кобальтово-синий цвет, но не могли получить приемлемый желтый, который поэтому практически не использовался до конца века.

К этому времени уже появилось разделение на собственно гончаров и художников: хотя при некоторых мастерских состояли собственные отделения декораторов, возникли также не зависимые предприятия, которые скупали не разрисованную полностью или частично посуду и украшали ее. Поэтому трудно классифицировать изделие только по типу узора.

* Украшенное пейзажем в центре и панелями по бордюру, это блюдо представляет собой уникальное произведение  
искусства. Кажется, что в расстоянии между сырыми низменностями и горами на заднем плане заключена неопределенность космоса, подчеркиваемая туманами посередине. Стиль близок к росписи периода Кангзи, а  
бордюрные панели (предположительно созданные другим мастером) выполнены в более консервативной, почти европейской манере, принятой примерно пятьюдесятью годами ранее.